ТОИ Р-66-33-95 Типовая инструкция по охране труда для машинистов бетоносмесителей передвижных (автобетоносмесителей)

Версия для печати

СОГЛАСОВАНА

постановлением Президиума

ЦК профсоюза работников

строительства и промышленности

строительных материалов России

от 15 декабря 1994 г.

№ 19-70


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Госстроя России

от 13 марта 1995 г. № 18-22


ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ БЕТОНОСМЕСИТЕЛЕЙ ПЕРЕДВИЖНЫХ (АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЕЙ)


ТОИ Р-66-33-95


Дата введения 01.07.95



Машинисты бетоносмесителей передвижных (далее - «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, наложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движения Российской Федерации», а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации бетоносмесителей передвижных.


Требования безопасности перед началом работы


1. Перед началом работы машинист обязан:

а) иметь при себе удостоверение на право управления базовым автомобилем, получить путевой (маршрутный) лист и пройти предрейсовый медицинский осмотр;

б) иметь при себе удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и талон технического паспорта автомашины, получить наряд-задание на выполнение работы и маршрут движения (место загрузки сухой или жидкой бетонной смесью и место работы автобетоносмесителя);

в) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

2. После получения наряда-задания у непосредственного руководителя машинист обязан:

а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструмента;

б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние базового автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправить автомобиль топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, опилок или песка;

д) проверить исправность бетоносмесительного агрегата;

е) проверить работоспособность двигателя и его исправность на холостом ходу, а также осветительные и контрольно-измерительные приборы, проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;

ж) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности базового автомобиля.

3. Машинист не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправности механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация базового автомобиля;

б) наличии трещин и  деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и бетоносмесителя;

в) отсутствии первичных средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них непосредственному руководителю и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.


Требования безопасности во время работы


4. Перед загрузкой сухой смеси или непромешанной жидкой бетонной смеси машинист должен убедиться, что выпускное отверстие бункера бетонного узла совпадает по вертикали с горловиной бетоносмесителя.

5. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, машинист обязан:

а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) совместно с руководителем работ убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте разгрузки бетонной смеси (от строящихся зданий, работающих машин и механизмов, откосов котлованов и траншей, коммуникаций и линий электропередачи);

в) условиться с бетонщиком о системе звуковых и знаковых сигналов во время разгрузки бетонной смеси;

г) определить с руководителем работ место слива воды после промывки барабана автобетоносмесителя.

6. При разгрузке смеси машинист обязан установить автобетоносмеситель на горизонтальной, с ровным покрытием, площадке, имеющей подъездные пути. Вокруг автобетоносмесителя должен быть обеспечен свободный проход не менее 1 м. После направления лотка бетоновода в место выгрузки машинист включает обратное вращение барабана бетоносмесителя и отпускает бетонную смесь в необходимом количестве.

7. При установке и перемещении автобетоносмесителя вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния от основания выемок до ближайшей опоры автобетоносмесителя, приведенные ниже.


Глубина выемки, м

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры автобетоносмесителя, м, при грунте


песчаном

супесчаном

суглинистом

глинистом

1

1,5

1,25

1,00

1,00

2

3,0

2,40

2,00

1,50

3

4,0

3,60

3,25

1,75

4

5,0

4,40

4,00

3,00

5

6,0

5,30

4,75

3,50


8. При выполнении работы машинист обязан:

а) содержать кабину управления и бетоносмесительный агрегат в чистоте, не оставлять в барабане бетонную смесь;

б) не допускать перевозки бетонной смеси в количестве, превышающем грузоподъемность автобетоносмесителя;

в) не оставлять автобетоносмеситель с работающим двигателем без присмотра;

г) не начинать движение автобетоносмесителя и подачу бетона при нахождении людей на подножках и верхней его площадке.

9. При остановке и стоянке автобетоносмесителя на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или других условиях недостаточной видимости (тумане) машинист обязан включить габаритные или стояночные огни.

10. При перемещении автобетоносмесителя своим ходом по дороге общего пользования машинист обязан выполнять требования «Правил дорожного движения Российской Федерации».

11. Барабан автобетоносмесителя следует промывать на специально отведенных местах. После промывки барабана сливать воду следует в емкость для отстоя воды и отделения щебня.

12. Работать в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное ведение работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.


Требования безопасности в аварийных ситуациях


13. Работа должна быть остановлена при возникновении следующих неисправностей:

а) появлении трещин или деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и смесительного агрегата;

б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;

в) падении давления в шинах;

г) появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других признаков неисправности двигателя или смесительного агрегата;

д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;

е) отсутствии на машине штатных средств пожаротушения;

ж) отсутствии наряда-допуска на работу вблизи ЛЭП.

14. В случае воспламенения топлива на автобетоносмесителе машинист обязан прекратить доступ топлива к очагу огня и гасить пламя огнетушителем, землей, песком или брезентом. Запрещается заливать горящее топливо и электропроводку водой.


Требования безопасности по окончании работы


15. По окончании работы машинист обязан:

а) промыть барабан и очистить автобетоносмеситель от бетона;

б) поставить автобетоносмеситель на место стоянки;

в) выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;  

г) затормозить автомобиль, установить передачу в нейтральное положение;

д) о всех замеченных во время работы неполадках сообщить руководителю работ или лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.